Эти шведские ребята в 1979-м году записали замечательную пластинку в жанре Symphonic Progressive под названием Blå Vardag.
Зажигательный изобретательный и красивый симфопрог,
однозначно группа одна из лучших в жанре! Жаль, этот альбом был первым и последним.
В связи с этим мы решили его разместить у нас и поделиться впечатлениями.
Бойкое начало заглавной композиции альбома с заметным джазовым флёром, местами где-то даже напоминающее кентерберийцев, со второй половины неожиданно замедляется и превращается в красивейшую мелодию в классическом симфопроговом ключе.
Следующий 14-минутный эпик ещё больше погружает слушателя в ритмико-мелодические хитросплетения, которые при этом выглядят нисколько не натужно (что случается с различными исполнителями подобного жанра), а естественно, как ручей, текущий посреди непрерывно меняющегося ландшафта. Двое клавишников создают захватывающий калейдоскоп оттенков и, несомненно, являются ключевыми фигурами в ансамбле.
Меллотрон, мини-муг, орган – вот ведущие инструменты, гитара же и ритм-секция цементирует это полотно (хотя всё-таки гитара порой вполне перекликается с клавишами, претендуя на лидерство), придавая ему очерченность и законченность, но не лишая при этом воздушности и небесной лёгкости. Вся пластинка пропитана изысканным мелодизмом, оставляющим неповторимое послевкусие, и по окончании прослушивания возникает даже чувство некоей утраты и светлой грусти, навеянное этой музыкой.
Из сетевых отзывов:
… Игровой симфонический прогрессив-фьюжн Atlas напоминает идеальный часовой механизм, в котором все узлы и шестеренки функционируют без сучка и задоринки.
Если проводить аналогии, то ближайшими стилистическими сородичами шведов я бы назвал не английских законодателей прогрессива, а, скорее, представителей фламандской сцены - виртуозов типа Focus и Finch, тяготевших к полноформатным опусам с обязательными дуэлями гитары и клавишных.
Чередование ритмов и настроений – от бодрого позитивизма до меланхолической погруженности в себя - также одна из фирменных черт голландских мастеров интеллектуального рока. К подобному в итоге пришли и скандинавские ребята.
Пластинка, изданная на излете "золотого десятилетия", может считаться, без преувеличения, эталонным образцом симфо-арта. ...
Мне, честно говоря, сложно сравнить эту музыку с «Фокусом», где, как ни крути, гитара Аккермана и флейта Ван Леера также создают уникальное, мало на кого похожее полотно (разумеется, речь о раннем «Фокусе»).
Не знаю почему, мне пришла на ум американская группа «Hands», выпустившая примерно в то же время единственный альбом, также наполненный как красивыми мелодиями, так и неожиданными «завёрнутостями», ну правда, там какой-то психоделический, что ли оттенок присутствует.
Следует также сказать, что последние три композиции – это бонус треки, включённые сюда при переиздании альбома, но нисколько его не портящие. Причём композиция Björnstorp - с альбома Mosaic 1982 года одноимённой группы, созданной пару лет спустя из осколков Атласа.